«Химик»

Наименование профессии химик
Доминирующий способ мышления

адаптация — координация

 

Область базовых знаний № 1 и их уровень естественные науки (химия, физика, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень естественные науки (химия, физика, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область

химия

 

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

 

Доминирующий интерес

исследовательский

 

Дополнительный интерес

реалистический

 

Условия работы в помещении, сидячий

 

Доминирующие виды деятельности:

  • химический анализ и исследование состава веществ, продукта, полупродукта (промежуточного соединения), сырья реакционной смеси;
  • изучение свойств различных веществ;
  • прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве;
  • химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением);
  • получение, производство различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.);
  • разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов);
  • химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств;
  • создание технологических проектов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов;
  • контроль за количеством и качеством отходов, способами их хранения и утилизации);
  • наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопровод, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) — фильтрование, дистилляция и т. п.).

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

                                          Способности:

  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности);
  • умение анализировать и систематизировать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой;
  • высокая помехоустойчивость;
  • умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и оттенков;
  • хорошая память на символы и знаки;
  • тонкая ручная моторика;
  • хорошее обоняние.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • организованность;
  • аккуратность;
  • четкость, собранность;
  • упорство;
  • самоконтроль;
  • любознательность;
  • усидчивость, терпеливость.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неаккуратность;
  • неряшливость;
  • рассеянность, невнимательность;
  • неорганизованность;
  • отсутствие склонности к исследовательской деятельности;
  • дальтонизм.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
  • химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.);
  • образовательные учреждения (школы, техникумы, институты, университеты);
  • предприятия целлюлозно-бумажной промышленности;
  • горно-обогатительные комбинаты;
  • медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность);
  • центральные заводские лаборатории и контрольные станции;
  • предприятия пищевой промышленности;
  • парфюмерная промышленность.

 

История профессии

Слово «химия» впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово «химия» с древним названием Египта — Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов.

За 3 тысячи лет до н. э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом — бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н. э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до XVII века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня.

Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван величайший газовый закон — закон Бойля—Мариотта. Великий русский ученый М. В. Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии.

В начале XIX века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия.

За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества.

 

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский):

  • анатом;
  • антрополог;
  • археолог;
  • астроном;
  • этнолог;
  • географ;
  • геолог;
  • металлург;
  • фармаколог;
  • физиолог;
  • криминалист;
  • архивариус.