Наиболее общее, учитывающее большинство из возможных значений этого термина, определение, было дано на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989): "Созависимость — это устойчивая болезненная зависимость от компульсивных форм поведения и от мнения других людей, являющаяся попыткой обрести уверенность в себе, осознание собственной значимости, определить себя как личность". В других определениях созависимости могут особо выделяться такие аспекты того явления, как: наличие патологического интериоризованного чувства стыда из-за отверженности, являющейся участью каждого человека в дисфункциональной семье, потеря собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней (John Bradshaw); чрезмерная озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайная зависимость — эмоциональная, социальная, иногда даже физическая (Sharon Wegscheider -Cruse); наличие комплекса характерных для созависимости свойств у многих членов семей, где есть химическая зависимость (Timmen L. Cermak); остановка развития собственного "Я" и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг нас при недостаточности реакций на происходящее внутри нас (John С. Friel, Linda D. Friel); болезненная привязанность к отношениям с кем-либо и к проблемам, которые эти отношения вызывают (Rokelle Lerner); долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств и непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем (Robert Subby); неадекватное и проблемное поведение, возникающее у людей, живущих, работающих или каким-то другим образом связанных с человеком, страдающим алкоголизмом (Charles L. Whitfield); попытки воссоздать отношения родителя и ребенка во всех других значимых для созависимого человека отношениях (Catheleen Clements and Barbara Bofenkemp);
зависимость от кого-то или чего-то внешнего по отношению к себе, при пренебрежении собой вплоть до полной потери собственного "Я" (Sondra Smally) и т.д.
Как мы видим, у понятия "созависимость" пока нет единого, принятого всеми исследователями содержания. Это обусловлено и разными подходами к изучению этого явления, и сложностью, нелинейностью и неоднородностью самого понятия.
Некоторые авторы практически не выделяют созависимость из ряда других видов зависимости, говоря о ней, как о явлении, рядоположенном зависимости, например, от химических веществ. В их представлении, созависимость и является, по сути, зависимостью — но зависимостью от других людей. И такой взгляд имеет под собой основание: ведь во многих случаях мы действительно можем наблюдать совершенно патологическую зависимость человека от его родных, друзей, вообще от окружающих, Проявления такой зависимости ничем не отличаются от проявлений зависимости химической, например — алкоголизма.
Другие авторы трактуют синдром созависимости в гораздо более широком смысле, говоря о созависимости как об основе, общем фундаменте, на котором уже могут развиваться все конкретные формы зависимости — такие, как зависимость от химического вещества (алкоголизм, наркомания, обжорство) или от приносящего забвение и позволяющего уйти от своих реальных проблем процесса (трудоголизм, зависимость от сексуальных отношений, азартных игр, от накопительства или стремления к власти).
Важнейшие причины столь различных пониманий созависимости, по-видимому, следующие. Во-первых, несколько различен контингент людей, на исследовании особенностей которых и основывалось понятие созависимости. Если авторы первой группы изучали преимущественно родственников алкоголиков и наркоманов, то в поле внимания других оказалась более широкая группа людей из дисфункциональных семей любого типа (см. об этом подробнее в разделе о семье). Во-вторых, на объяснение феномена созависимости оказало влияние и разное представление о ее причинах. Если одни авторы рассматривают ее как адаптивную, защитную психологическую (и физиологическую) реакцию на обстоятельства, возникшие в результате жизни с алкоголиком или наркоманом, то другие считают, что созависимость — это врожденное, генетически обусловленное состояние человеческой психики, которое является общим фоном для практически любого дальнейшего патологического развития данной личности, то есть, предпосылкой для образования какой-либо конкретной зависимости.
При этом неважно, в какую именно форму зависимости перерастает созависимость. Любой из видов зависимости: от алкоголя, наркотиков, секса, власти, от другого человека, от работы, от превратно понятой религии, от чего угодно конкретного, "вещного", удовлетворяющего МОИ потребности, отвечающего МОИМ нуждам, — одинаково губителен и для самого человека, и для общества, в котором этот человек живет. Любая зависимость ведет к очень схожим проявлениям нарушений биологической, психологической и социальной природы человека.
Какой конкретно из видов зависимости (алкоголизм, наркомания, трудоголизм, сексоголизм и т.д.) разовьется у данного человека, зависит, по-видимому, в основном от генетических, биологических факторов. Однако, общей основой, психологическим и духовным фундаментом любой зависимости является именно созависимость.
Созависимость в таком — наиболее широком — понимании существует на протяжении всей истории человечества, и распространена столь широко, что люди стали считать ее нормой человеческого существования, а не патологией. Более того, различные стереотипы поведения и чувствования, вызванные этой болезнью, и являющиеся ни чем иным, как проявлениями патологической зависимости, принимаются и утверждаются обществом в качестве идеала, они укореняются в культурной традиции, пропагандируются искусством и литературой.
Эти стереотипы настолько прочны, что всякое посягательство на них воспринимается как сознательный эпатаж, как бунт против идеалов. Именно так будет понято, например, утверждение, что история Ромео и Джульетты — это вовсе не история великой любви, а история зависимости, причем явно патологической зависимости людей друг от друга. Ведь, в самом деле, с Любовью в христианском понимании и, в частности, с христианским пониманием любви между мужчиной и женщиной, отношения этих двух героев не имеют ничего общего. Подтверждение тому — трагические события, печальные итоги развития этих отношений ("По плодам их узнаете их"). История Ромео и Джульетты — это история болезни (созависимости в ее более узком понимании), закончившейся закономерным смертельным исходом и для ее "носителей", и для других "заразившихся". А ведь подобных "историй болезни" в мировой литературе и искусстве известно великое множество.
Столь же часто созависимость может проявляться и в отношениях с религией, Церковью. Обрядоверие, магизм, исступленный религиозный фанатизм — надо ли говорить, какой духовный, психологический, социальный, а часто и физический вред человеку и обществу они могут принести. Менее очевиден окружающим, хотя не менее распространен ущерб, который наносится созависимым человеком самому себе и другим людям при его бессознательных попытках использовать религию как орудие собственной гордыни, как средство возвышения или самоутверждения. Сколь часто люди, считающие себя искренне и глубоко верующими, идут по пути, уводящему их от единения с Богом, от единения в Боге и Церкви с другими людьми. Они выбирают этот путь, руководствуясь мышлением, искаженным болезненной созависимостью и пытаются ориентироваться на нем, опираясь на свои чувства, которые также очень сильно искажены болезнью.
Таким образом, созависимость может затрагивать все сферы человеческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с окружающим миром, с самим собой и с Богом. Именно созависимость лежит в основе таких грозных и очевидных для общества социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, и именно созависимость — причина менее очевидных, но не менее губительных видов зависимости — от денег, власти, сексуальных отношений и т.д.
Продолжение на следующей неделе.
В прошлый раз мы говорили о примитивном коллективе. Примитивный коллектив это генетическая модель выстраивания отношений в группах у людей и животных. Однако у животных иерархия в стае напрямую связана со способностью к выживанию в условиях дикой природы, а у людей иерархия коллектива социализирована, т.е. связана со способностью выживать в человеческом обществе. Общества у людей часто меняются, в результате иерархия в группе людей это замысловатая социальная иллюзия по отношению и к себе и к людям. Уход от примитивной иерархии в человеческую сторону, компенсирует эти иллюзии, но беда в том, что для подобного ухода требуется лидер, который одинаково выживает и в условиях дикой природы и в человеческом сообществе. А это, согласитесь, редкость. Поэтому примитивный коллектив процветает и будет процветать. Буллинг в такой группе- базовое правило выживания. Таким способом в стае животных избавляются от слабых и больных. Приведем любопытный пример: в кочевых племенах охотников и рыболовов, т.е. еще до появления сельского хозяйства, пенсионная реформа выглядела следующим образом: к престарелому члену племени, подкрадывался молодой и сильный охотник или рыболов и при помощи грубой силы переправлял пенсионера в «края вечной охоты». От мобильности племени, здоровья и силы каждого, зависела выживаемость всего сообщества. Такие мероприятия по зачистке группы санкционировались вождем кочевников или, если хотите, альфой. В сельскохозяйственных общинах, в которых мы живем теперь, правила выживания изменились, однако структура примитивного коллектива осталась прежней. Альфа по-прежнему указывает на того, кто неугоден. Остальные члены «племени», вне зависимости от буквы, предпочитают быть «как все» потому, что в стае безопаснее быть с альфой, чем против него. Отступление от этого правила означает претензию на власть или в переводе на язык наших разумных меньших братьев - турнир. В нашем обществе случаи буллинга мы наблюдаем в коллективах, состоящих из т.н. незрелых или деформированных личностей. Прежде всего имеется в виду любой детский коллектив без контроля или со слабым контролем со стороны взрослых. В случаях, когда буллинг встречается во взрослом коллективе, то как правило это коллектив особей, которые перестали быть животными, но до людей еще не доросли. Объективные причины буллинга искать бессмысленно, хотя они могут быть. Альфа решает когда и против кого его начать. Главная причина групповой агрессии к аутсайдеру- отличие от большинства членов группы. Конструктивность или полезность отличия не имеет значения. Мотивация выбора альфой такого поведения -страх потери власти. Иными словами, буллинг в человеческом сообществе часто неконструктивен.
Авторитарная модель выстраивания отношений в примитивном сообществе врожденная. Изменениям не подвержена. Эгалитарная модель управления коллективом лучше и конструктивнее, но при условии, что коллектив функционирует в зоне комфорта. Важно, что при выходе коллектива из этой зоны эгалитарная модель снова станет авторитарной. Отношения между большими группами людей, например государствами, так же основаны на этой модели . Отсюда следует простой вывод: в конфликте двух человек - ищите женщину, в групповом конфликте - ищите альфу.
#буллинг #буллинга #буллингвинтернете #буллингвклассе #буллингвсети #буллингвшколах #буллингвшколе #буллингвшколеявыжила #буллингдетей #буллинге #буллингкакостановитьpiterdetstvo #буллингнаработе #буллингнаучёбе #буллингнет #буллингсредишкольников #буллингстоп #буллингунет #буллингчтоделать #буллингшколе #буллингэтостыдно #буллинг‼️